Все статьи
Общие рекомендации составления психолого-педагогической характеристики класса
Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.
Общие рекомендации
Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.
Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.
Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.
При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.
Принцип комплексности
И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.
Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.
Принцип гуманизма
В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.
Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом – не навреди.
Принцип объективности
Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.
Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.
План психолого-педагогической характеристики класса
Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:
1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.
2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.
3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.
4. Уровень воспитанности учеников.
5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.
6. Социометрическая и статусная характеристика класса.
7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.
8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.
9. Какими способами решаются конфликты в классе.
10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.
А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.
Образец психолого-педагогической характеристики класса
1. 8 "А" класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.
2. В 8 "А" классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.
3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса – Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.
4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.
5. Основные «ячейки» класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.
6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. «Звезда» - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный – Демарин Иван.
7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.
8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.
9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.
10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 "А" класса.
Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только «каркас» документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.
Ваш комментарий
Рейтинги
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Лицей №25 | 32 |
2. Лицей №137 | 31 |
3. Гимназия №62 | 20 |
4. лицей ОмГПУ | 12 |
5. Бизнес и информационные технол | 10 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Сказка | 66 |
2. Бейбилэнд | 30 |
3. Умница | 22 |
4. Детский сад №122 | 15 |
5. Интеллект | 14 |
Комментарии